Что делать, если вы испортили вещь в магазине

Вкратце о ситуации

Иногда случается, что неосторожное движение или резкий маневр тележки становятся причиной разбитой бутылки вина или банки солений. Покупатель начинает панически вспоминать, что делать в такой ситуации, как правильно себя вести, если торговые работники требуют оплаты испорченного товара.

Детализированная инструкция
  • Шаг 1.

    Спорить или согласиться?

    Сотрудники магазинов, особенно крупных, привыкли к подобным ситуациям и воспринимают их как рабочий момент, а на возмещение мелкой порчи, как правило, имеется расходная статья в бюджете. Если покупатель адекватно воспринимает происходящее, то вопрос обычно решается полюбовно, без судебных разбирательств, с целью сохранить положительный имидж магазина.

    Но иногда ситуация может сложиться непредвиденным образом. Помните, что в случае возникновения спорной ситуации наилучшим решением будет самостоятельный вызов наряда полиции, который зафиксирует возможные не соответствующие закону действия сотрудников магазина. Никто не имеет права задерживать вас или требовать с вас оплаты испорченного товара, если вы не признаете своей вины.

  • Шаг 2.

    Кто несет ответственность по закону?

    Гражданский кодекс гласит, что ответственность за случайное повреждение товара до момента его оплаты лежит на магазине, но только когда такое происходит по независящим от покупателя и продавца причинам вследствие случайных явлений. Если же покупатель по неосторожности поспособствовал порче товара, тогда он по закону обязан в полном объеме возместить вред, причиненный имуществу юридического или физического лица. Неосторожность в данном случае не освобождает от возмещения убытков.

    Статья 15 Гражданского кодекса говорит, что пострадавшее лицо имеет право требовать полного возмещения убытков, если иное не предусмотрено законом или договором. Под убытком закон понимает расходы лица, чьи права нарушены, которые оно должно произвести или уже произвело для восстановления утраты или поврежденного имущества, а также упущенная выгода – то есть доход, который лицо могло бы получить в обычных условиях.

    Бытует также заблуждение, что покупатель компенсирует стоимость товара по закупочной цене. Это в корне не верно, так как продавец не должен терять прибыль в виде упущенной выгоды.

  • Шаг 3.

    Как доказать невиновность?

    Несмотря на все разговоры об упущенной выгоде, существуют обстоятельства, когда вина покупателя может быть признана минимальной, и он не будет нести ответственность. Это случаи, когда присутствует вина самого продавца. К примеру, когда в магазине загроможденные или узкие проходы между стеллажами, шаткие конструкции, скользкий пол, дернувшийся транспортер на кассе или выставленный на край без заградительных бортиков товар. Но помните, что свою невиновность вы должны доказать.

    Если отсутствие своей вины доказать не удается, то компенсация ущерба производится не через товарно-кассовый чек (вы ведь не заключаете сделку купли – продажи), а через приходно-кассовый ордер с указанием причины выплаты.

    Если на месте покупатель отказывается компенсировать ущерб, то продавец составляет акт о случившемся правонарушении и покупатель вправе внести в него все свои аргументы, по которым он отказывается компенсировать причиненный ущерб. Этот акт может быть основанием для продавца обратиться в суд, а замечания покупателя могут пригодиться в судебном разбирательстве.

    Также рекомендуется лицу, причинившему вред, не пытаться покинуть магазин и предоставить свои паспортные данные продавцу.

Прикрeпленные файлы
Прикреплённые файлы, нормативные документы, образцы заявлений